Тай и Бирма, день 9, Янгон

Как ни соблазнял нас Каосан ночью, но мы отправились спать не позже 3 часов ночи. Ведь на следующий день нас ждал сам Янгон, бывшая столица Мьянмы, бывшей Бирмы!

Так что в 7 часов утра мы уже садились в гламурно-розовое (они там все такие, что странно) такси, пойманном, конечно, не на самом Каосане, а в проточной улице неподалеку – на Каосане такие вещи стоят в 2 раза дороже. Такси отвезло нас в аэропорт Дон Муаенг, базовый аэропорт авиакомпании Air Asia, авиакомпании прям таки 21-го века.

На самом деле, я был впечатлен. Во-первых, цены. Air Asia – лоукостер, но лоукостер, несколько лет подряд получающий международные награды в номинации «Лучшая авиакомпания мира». Лучшая авиакомпания мира – лоукостер! Я всегда говорил, что от денег ничего не зависит. Во вторых, регистрация за 14 дней до полета. То есть, авиакомпания знает, какой именно самолет полетит этим рейсом и т.д. Еду выбираешь при покупке билета, место выбираешь при покупке билета. В третьих, вылеты-прилеты с точностью до 5 минут. В четвертых – красивые девушки в виде стюардесс и очень приятный сервис на борту. В общем, реально лучшая авиакомпания.

Аэропорт Дон Муаенг расположен в городе, немного ближе к центру, чем Суварнабхуми. Аэропорт не очень большой, наверное, размером с 2 терминала Шереметьево. Почти целиком принадлежит Air Asia.

В терминале аэропорта была достаточно забавная штука. Большой экран, на котором показывались какие-нибудь дальние страны, туристические места. А если подойти немножечко поближе к экрану – то тогда на фоне всех этих туристических мест на экране появлялся ты. То есть, насколько я понимаю, при приближении к экрану тебя улавливали камеры и снимали только тебя, без какого либо фона – и твое большое изображение оказывалось на фоне, например, Фудзиямы. Забавная штука, народ выстраивался в очередь, чтобы поиграться.

Пока ходили по зоне дьюти-фри, в книжном магазинчике я увидел книжку типа «Как делать бизнес в новой Мьянме». Мьянма нынче на резком подъеме. Очень хотелось бы с ней делать бизнес, например, ювелирный…

В терминале мы проторчали часа полтора, наблюдая за взлетом и посадкой самолетов Air Asia, пока, наконец, нам не подали нашу повозку, разрисованную драконом. В самолете нас встречали красивые стюардессы (откуда в Тае красивые девушки – знает только основатель Air Asia). Интересная деталь – крышки на багажных полках – место для рекламы. Лоукостер берет денег за все.

Взлет, перелет в течение полутора часов, из которого запомнились горы на границе Тая и Бирмы, устье Иравади и золотые пагоды при заходе на посадку в Янгоне. Горы на границе – очень было видно, где кончается населенный Тай и начинаются абсолютные дикие места Бирмы.Устье Иравади – мы над ним летели минут пять – внизу была коричневая речная вода, без конца и края. Необычное зрелище.

Но вот посадка. Вполне современный аэропорт, немноголюдный пока. Сейчас в день в Янгоне приземляется примерно 5 международных самолетов. В Москве, наверное, исчисляется сотнями, не говоря уж про какой-нибудь Хитроу. Быстро прошли паспортный контроль и получили багаж. Как следовало из нескольких прочитанных отчетов – теперь самое время поменять деньги, самый выгодный курс – при прилете, до выхода на улицу. Я решил послушаться и поменял примерно треть нашего бирманского бюджета – 500 долларов. В ответ мне дали примерно 500 000 кьятов (или чатов). Это были вполне увесистые банковские упаковки купюр, которые даже немножечко с трудом влезли в мою сумку. Самыми мелкими купюрами были 100-кьятовые (1/10 доллара), на которые вообще мало что можно было купить. А ведь потом как-то мы нашли на дороге купюру в 5 кьят (1/200 доллара), значит, есть и такие цены!

И вышли из здания аэропорта, где были пойманы таксистом и даже быстро сошлись в цене. На самом деле, я уже всегда готов к «разводке первого дня» — это когда в первый день ты платишь за что-то гораздо больше, чем это реально стоит. Это нормально. Единственное, чего я стараюсь не делать – это покупать вещи в первый день. А то знаю историю, как одна девушка купила в первый день в Индии большого деревянного слона – всего за 20 долларов, очень большого, очень красивого, очень выгодно. А потом таскалась с ним еще две недели, проклиная все и вся, особенно когда видела таких же слонов по три доллара за штуку. Отсюда мое правило – «В первый день не покупать больших деревянных слонов».

Короче, сели мы в таксо и поехали по Янгону. Путь держали в гест, посоветованный, ясное дело, Lonely Planet, но ни разу не забронированный заранее. Приехали, разгрузились, а в гесте нам и говорят – нет у нас мест, увы. Идите, говорят, за угол, — будет вам счастье в гесте «Эверест». До «Эвереста» идти было минут 20. Вокрууууг! Экзотика! Монахи, животные, странные автомобили, пальмы… Блииин!!!

В «Эвересте» (так называется, потому что хозяин – непалец, я сразу почуствовал приязнь) комнаты были похожими на операционные, но цена – 25 долларов – была невысока. Ванная вообще была страшновата, все в кафеле и достаточно страшное. Куда им еще до цивилизации Каосана, где все очень просто и цена – 10 долларов! Короче, бросили мы вещи в комнату и отправились смотреть куда же мы приехали.

Приехали мы, несомненно, на край земли. Все видно на фотках, слов для описания не хватает. Мьянма была английской колонией, потом была другом Советского Союза, потом с 70-х годов тут правила военная хунта. Вот, по-моему, в 70-х тут цивилизация и прекратилась. Многоквартирные дома из 50-70-х годов, немного напоминающие советские, величественные особняки из 20-30-х с английскими надписями, — и везде, такое впечатление, живут бандерлоги. Такое ощущение. Как в Маугли – древние развалины, в которых живут совсем не их строители.

Абсолютная экзотика – только головой успевай вертеть.

Мы очень хотели есть, но попадавшиеся по пути «чайные» или еда на лотках очень нас не привлекала. Первый день же, право слово! Через две недели мы уже не только места знали, но и отваживались есть на улице. В этот раз мы нашли на одной площади место, похожее на летнюю кафешку, где можно поесть и сели за столик. Народ вокруг замолчал и стал смотреть на нас. Ненавязчиво, но смотреть. Подошла девочка-официантка, лет 15 от роду. Она немного говорила по английски, так что мы смогли немножечко понять, что у них нет меню, но поесть все равно можно. Она предложила немного блюд (?) на выбор, увы, мы не могли понять что это и с чем, так что заказали наугад, и, в общем, не очень угадали. Официантка так прикольно смущалась – может быть она первый раз разговаривала с белыми, не знаю, но очень забавно. В общем, салат и карри нам не понравились, мы заплатили за несостоявшийся обед около доллара (!) и пошли дальше. Дальше мы забродили в какой-то небольшой торговый центр, где я пытался найти рацию взамен утерянной по пути с Самуи, тщетно.

Fat Loss Program For Men. An Overview On Customized Fat Loss by Kyle Leon e-Book read more

На улицах было много народу, торговли, еды. Еда была очень странная, народ очень смотрел на нас – белых за эту прогулку мы не видели ни разу. Запомнились еще пара вещей – полиграфические мастерские, где все делалось вручную и  старичок на тротуаре, который продавал какую-то мелочевку и еще змей. Это были единственные змеи, которых мы видели в Мьянме, которая, кстати, славится наибольшим количеством смертей от укусов ядовитых змей. Старичок забавно складывал ладонями змей, как мы складываем шнурки, и засовывал себе в карман рубашки.

А, да, по поводу рубашек. Нормальная одежда мьянмарца – юбка и рубашка. Юбка представляет собой отрез ткани, сшитый с одной стороны, типа трубы. В него продеваются ноги, а излишек ткани завязывается на животе модным узелком. В принципе, к виду мужиков в юбках привыкаешь достаточно быстро, тем более они ведут себя как будто нормально одеты.

Еды в результате мы купили в продуктовом магазине – правда, опять не совсем все съедобное. Например, хлеб был очень сладким (у них нет несладкого хлеба). Но все-таки голод мы утолили вернувшись в гест. Немного отдохнули и ближе к вечеру выдвинулись смотреть Шведагон.

Шведагон – одна из главных достопримечательностей Мьянмы и главная достопримечательность Янгона. Это 98-метровая пагода, покрытая золотом, в которой по преданию находятся реликвии ажно 4-х Будд. Вокруг самой пагоды находится буддийский храмовый комплекс.

От геста мы взяли такси и доехали до Шведагона. Движение на улице в 6 вечера было неописуемо вообще. Жаль я не сфотографировали или не снял видео. Машины, пешеходы, велосипеды, тележки, животные – на дороге было все и все это двигалось совершенно в разных направлениях. Абсолютный хаос!

При входе в комплекс Шведагона надо снимать обувь и подниматься к пагоде уже босиком. Туристов тут еще не очень много, поэтому таблички с картинками уже есть, но специального человека, который бы объяснял котовасию с обувью, еще нет. Поэтому мы на свой страх и риск оставили обувь просто на улице и вошли в Шведагон.

Шведагон потрясает, это точно. Особенно ночью. Когда все вокруг – золото. Все блестит, переливается, освещается – а над головой уходит в темноту сама пагода. Впечатляюще.

И люди, люди вокруг. Медитирующие, играющие, читающие. Для местных вход бесплатный, для иностранцев – платный. О чем нам сообщили два охранника, вынырнувшие из толпы, наметанным глазом определивших в нас иностранцев. После оплаты мы получили наклейки на одежду, что мы, типа, оплатили визит.

Мы гуляли вокруг Шведагона, с вытаращенными глазами, наверное, в течение часа, когда произошло еще более увлекательное событие, отразившееся на дальнейшем пребывании в Янгоне. Мы проходили нога за ногу мимо трех молодых людей, двое из которых были в монашеской одежде, а третий в рубашке и юбке, гражданский сразу видно. Мы им улыбаемся, они нам улыбаются, мы в Мьянме! Потом гражданский такой и говорит – Hello! Ну мы не растерялись и тоже говорим Hello! Слово за слово, познакомились, потрещали о том о сем. А потом они нам и говорят – а вы знаете, что на вершине Шведагона есть большой алмаз и мы можем вам его показать. Я заподозрил разводку, но они были такие открытые, что я согласился посмотреть. Короче, они нас поводили по храмовому комплексу, рассказали много интересностей. Например, любопытный момент – в Мьянме в храмах есть 7 небольших мраморных Будд, а рядом резервуары с водой. Каждый Будда относится к одному из дней недели. В Мьянме у них все гороскопы построены не на годах, не на месяцах, а на днях недели. Так вот, для получения удачи надо зачерпывать воду из резервуара специальной чашечкой и поливать мраморного Будду того дня, в который ты родился. Это нам объяснили наши новые знакомые, а позже в Янгоне и в остальных местах, в каждом храме мы занимались тем, что поливали наших Будд.

Наконец, они нас привели в небольшой закуток, где на полу были небольшие отметины, и, действительно, вставая на разные отметины можно было наблюдать на вершине Шведагона огонек разных цветов – то есть, там действительно находится что-то, разлагающее свет на спектр и изменение этого спектра можно наблюдать, перемещаясь с отметины на отметину.

После этого монахи нам сказали, что они сейчас отправляются на ночной рынок покупать овощи и фрукты для монастыря на завтрашний день. И просят нас сделать приношение. Я был к этому готов, но все-таки это было слишком грубо, что ли. Я имею ввиду переход от историй и рассказов к плате. В общем, сторговались мы на 20 долларах, насколько я помню. Кан (так звали гражданского), приглашал еще на следующий день к ним в монастырь, где он жил, на экскурсию. Мне в это как-то не поверилось, но мы вроде как договорились встретиться. На этом мы расстались. Чуть-чуть еще побродили вокруг Шведагона. Увидели странную церемонию – всем желающим женщинам служители комплекса раздали метелки и все эти женщины выстроившись в ряд пошли подметать всю территорию Шведагона.

После того, как они прошли весь круг, и все кончилось, мы без приключений спустились к нашей обуви, поймали такси и доехали до нашего геста. Время было уже позднее – часов 9 вечера, движение на улицах было уже совсем не такое интенсивное, хотя в этот раз фотик я держал наготове. Так у нас закончился первый день в Мьянме.

Тай и Бирма, начало                     Тай и Бирма, день 8                         Тай и Бирма, день 10