Тай и Бирма, день 13, Переплыв в Баган

Придя вчера поздно вечером в отель, мы немного волновались за нашего водителя, которому надо будет на следующий день рано утром снова нас забирать и отвозить на причал. И действительно, на той же машине с 20-минутным опозданием за нами приехал какой-то пожилой мужчина. Возможно, на радостях наш молодой водитель вчера отпраздновал рабочий день и сегодня не смог проснуться. Бывает.

От отеля мы доехали по утреннему туманному Мандалаю за 15 минут до причала на реке Иравади, где нас должен был ждать катер. Ну, по крайней мере так говорят местные – speed boat. Утром в Мандалае свежо, мы успели немножечко подмерзнуть. И тут, наконец, появился ОН!

Конечно, это не катер, это судно размером с прогулочный теплоходик, что ходят по Москва-реке, например. Примерно тех же 1970-х годов.

Солнце еще не встало, но в тумане река уже жила – баржи, кораблики и лодки шныряли туда-сюда.

Через минут 20 после прихода судна, когда все загрузились, мы отчалили. Как обещали, плыть нам предстояло 5-6 часов. Мы были наивные и думали, что мьянмарцы умеют считать часы.

Иравади – огромная река. Это уже потом, по возвращении домой, готовясь к следующему путешествию – в Камбоджу, я узнал, что, наряду с такими речными монстрами как Меконг и Амазонка, в Иравади тоже водятся чудо из чудес: пресноводные дельфины. Жаль, я не знал этого в процессе этого речного перехода – а то бы смотрел изо всех сил на воду! А пока – мы двигались дальше по этой большой водной трассе, в окружении большого количества барж, грузовых кораблей и лодок всех видов и размеров. Очень деловая и загруженная река. На берегах виднелись деревушки и буддийские храмы.

В момент восхода, проступающие через туман золотые крыши храмов смотрелись очень красиво. Иногда мы встречали на реке настоящие дома на воде – это тихоходные круизные корабли, на которых такое вот расстояние от Мандалая до Багана туристы проплывают за 3 дня. Когда солце встало и туман развеялся мы проплывали Сагаинг, где были вчера. Путь, что на машине занял бы около 30-40 минут, кораблем был пройден за полтора часа.

Пагоды, пагоды, золотые пагоды на берегах. Другое имя Мьянмы – «Страна тысячи золотых пагод», но, наверняка, их тут больше тысячи.

Потом цивилизация закончилась, остались пустые берега, на которых встречались иногда временные жилища рыбаков.

Наш кораблик, пыхтя, продвигался в сторону Багана, а мы разглядывали окружающие берега.

Однажды нам встретился брат-близнец нашего корабля.

Через 5 часов никаких признаков Багана не наблюдалось. Через шесть часов признаков Багана не наблюдалось. Через семь часов признаков по прежнему не наблюдалось. Насколько я помню, в Баган мы пришли где-то около 6 вечера, отчалив из Мандалая в 7 утра. То есть, порядка 11 часов занимает переплыв этот. Но мне понравилось. Если не ждать конца пути, а лениво лежать на кресле и смотреть, как ты плывешь мимо окружающей эту великую реку жизни, — то очень даже интересное и приятное времяпрепровождение. Кстати, цимуса добавлял еще тот факт, что в Москве сегодня был первый рабочий день после новогодних праздников. А мы были у черта на куличках, да еще и в процессе неспешного пути из ниоткуда в никуда. По этому поводу я сфотографировал наши ноги в сандалях на фоне золотых пагод, но так и не повесил в социальные сети, ибо, во-первых, мне было жалко людей, которые пошли на работу, а во-вторых, сети, понятное дело, не было ни в одном глазу.

Вообще, за эти 11 часов мне особенно запомнились два момента – когда наш корабль один раз подходил к необорудованному берегу прямо носом, матросы перекидывали доску – и один человек (местный) сходил на берег, а женщина по этой доске заходила на борт. Напомню – это большой кораблик, а причаливал как будто лодка. Любопытно было.

Второй момент – на реке было место такое, где было мелко. Река в этом месте была особенно широкой, но очень мелкой. И два человека стояли рядом с носом корабля, один с левого бората, второй с правого – и длинными специальными шестами промеряли глубину, чтобы не сесть на мель. Было напряженно, все туристы смотрели во все глаза – течение быстрое, вокруг водоворотики и перекаты заметные, а корабль для таких веще все-таки великоват. Но все обошлось, ни раз не цепанули дном.

В буфете корабля я обнаружил мои ставшие любимыми мучные изделия – булки из сваренного в масле теста, очень вкусные. Хлеба-то в чистом виде в Мьянме нет, так что такие изделия были моим спасением.

В общем, долго ли коротко, но на закате, когда вокруг стало тихо и краски превратились из выгоревших на солнце в пастельно-темные, мы прибыли в Баган. Иравади здесь была совсем не такая суетливая и загруженная, как в Мандалае, вечер был спокойный. На причале нас уже ждали таксисты, мототаксисты и велорикши. Отель, в который я хотел попасть, конечно, я нашел в LP, вроде он должен был быть недалеко от причала, но и вещи у нас были тяжелыми. С таксистами и мототаксистами по цене мы не сговорились, но я решил попробовать велорикшу. В принципе, я его выбрал из жалости – чтобы был повод дать ему деньги, он был старенький и усталый. У него плохо получалось везти нас и вещи, поэтому я периодически слезал с кресла и подталкивал. Оказалось, что отеля, который я выбрал, уже не существовало, но наш велорикша посоветовал какой-то новый, свежеотстроенный отель и мы последовали его совету. Отель назывался Grand Empire и он был дешевле и находился даже ближе к древним пагодам Багана, чем тот, в который я хотел. Прибыв в отель я понял, что заведение слишком шикарно для нас и понял, что придется торговаться. Это ирония, потому что это Азия, здесь нельзя не торговаться. Но в этом отеле, используя воздевание рук к небесам, жалобы на невыгодный курс японской йены к мавританским тугрикам и факт, что Юпитер сегодня в 7-ом доме, удалось скинуть цену с изначально заявленных 70 долларов за номер (где они такие цены в Азии видели-то?!) до 25. Всего за 20 минут. Остеррррвенело торррговались!

Когда мы наконец заселились было уже темно. Надо было срочно ужинать, а то ведь с наступлением темноты все закрывается очень быстро. В небольшом найденном нами ресторанчике в 5-10 минутах ходьбы от отеля меня ждал еще один шок. Ожидая заказа, я имел неосторожность пойти в туалет, помыть руки. Туалет, кстати, был нормальный, что в Азии достаточная редкость. А, в смысле, не «нормальный по европейским меркам», а «нормальный по азиатским» – туда не очень было страшно заходить. Но путь в туалет лежал по касательной через кухню. А вот кухня в Азии… Это был открытый двор, в котором по периметру стояли деревянные столы, на которых лежала всякого рода еда – такое впечатление, что вперемешку – овощи и фрукты, очищенные и неочищенные, крупы, мясо, что-то где-то булькает, что-то где-то моют, что-то где-то горит.

Фотография из Таиланда, там все, конечно, более цивильно…
Кухня и европейская-то напоминает ад, но здесь еще и антисанитарный ад со специфическими запахами. Короче, съездите, посмотрите. После этого впечатления мне стоило большого труда проглатывать ту еду, которую нам принесли, хоть, надо отдать должное, она была очень вкусной. Но, следуя старому рецепту здорового питания, приобретенному еще в Катманду, я все съеденное запил кока-колой, для убийства всего живого, но постороннего, в организме.

Ночь прошла спокойно 🙂

Тай и Бирма, начало                          Тай и Бирма, день 12                             Тай и Бирма, день 14